bafgreen (bafgreen) wrote in big_money,
bafgreen
bafgreen
big_money

Categories:

Теория о теории. Создание потребности на основе бренда.

Из курса общей психологии ВУЗа многие из нас помнят такую незамысловатую вещь, как "Пирамида Маслоу" или "Пирамида потребностей". Сам Маслоу выделил 5 уровней потребностей человека:
  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Для визуального представления:

Далее пирамида дополнялась и росла. В наши дни, к примеру чаще начинают использовать пирамиду, которая имеет 7 уровней. Но честно говоря не вижу особого смысла в дроблении и без того лаконичной теории.
Что на практике дает нам эта пирами для бизнеса?

Давайте разберём пирамиду потребностей Маслоу по рынкам.

Самый обширный рынок - рынок физиологических потребностей. Как не крути а есть, одеваться и жить в помещении (о сексе не говорю, такой бизнес как вы догадываетесь незаконен) наши базовые потребности и включают в себя 100% населения земли.

Следующий по масштабу рынок - рынок безопасности. Суда входят не только милиция и Чопы, но так же страховщики, юристы, экономисты, бухгалтеры, финансисты - в общем все, кто работает над снижением рисков.

Социальный рынок - Социальные сети, клубы, рестораны, интернет, СМИ - все что связано с общением представлено именно в этом сегменте. ( рестораны я отношу в этот рынок потому что они продают не столько продукт питания, сколько место для общения, атмосферу или статусность. Еду продают в фаст-фудах и магазинах)

Рынок уважения - может включать в себя все нижние рынки, с условием изменения ценово-качественной составляющей. Дорогой костюм, машина, элитные клубы, особняки, большая часть рынка искуства - весь сегмент роскоши подпадает под этот уровень рынка.

Ну и последний, самый малочисленный сегмент - сегмент саморазвития. Литература, курсы, развитие исскуства - всё, что задаёт личностный рост, повышение знаний или самосознания человека.

Ну а теперь давайте посмотрим на природу создания псевдо-потребностей на примере Интернета, как самого молодого и самого быстро развившегося (или упавшего по пирамиде) рынка.

Интернет - 29 октября 1969 года в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км провели сеанс связи, это является точкой начала жизни сети. Изначально сеть являлась дорогостоящей игрушкой для ученых, и находилась высоко на крайнем углу пирамиды в сегменте саморазвития. Далее Интернет потихоньку перекочевывал в рынок уважения, потом социальный и т.д. В итоге на данный момент Интернет находится для части населения на уровне социальной потребности, для другой части он давно переместился в лже-физиологической потребности.

Посмотрим на другие потребности - Автомобили, телевидение, телефон, профессиональное фото - всё это имеет максимально массовое распространение в наши дни, и всё начиналось с верхней части пирамиды.

Но, это рынки, в целом, так что их развитие может быть больше интересно в плане статистики. В недалеком прошлом это так и было, но как объяснить появление в наше время брендов такой силы, которую не могли развить компании, работающие десятки лет? Давайте постараемся применить теорию к брендам современности.

Компания Apple - ещё совсем недавно представляла свою продукцию, как "лучшую технику для обучения и творчества", тоесть находилась в верхней части пирамиды. Сейчас же продукция компании потихоньку перемещается из рынка уважения, в социальный. Благодаря правильному позиционированию, они исключили ошибки сильнейших брендов прошлого - теперь они не тянут весь рынок вверх (как к примеру делала Coca - cola, которая в итоге сама дала появиться своему главному конкуренту - Pepsi), они создали свой сегмент, и продолжают расширять его, самостоятельно, проходя все уровни пирамиды, на весь рынок.

Мораль сей басни - если нужно создать потребность на рынке, начинать надо с верхушки - уровня саморазвития, и строго придерживаясь выбранного позиционирования, отстаивая свой сегмент.


Вот такие мысли в слух. С Уважением...

Tags: Личностный рост, Общее
Subscribe

  • Ценовые войны

    . Есть, допустим, некоторый сайт. Есть страничка с расценками. Сейчас указаны высокие, но более-менее приближенные к реальным. У конкурентов же…

  • (без темы)

    Уважаемые сообщники! А не посоветуете каких-нибудь бесплатных и удобных CRM, которыми Вы пользуетесь?

  • Вот так, по чуть-чуть.. и все будут подавать декларации в налоговую

    В этом году налоговую декларацию нужно будет заполнить и подать в налоговую инспекцию до 30 апреля 2013 года большинству украинцев. Вот еще - налог…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Ценовые войны

    . Есть, допустим, некоторый сайт. Есть страничка с расценками. Сейчас указаны высокие, но более-менее приближенные к реальным. У конкурентов же…

  • (без темы)

    Уважаемые сообщники! А не посоветуете каких-нибудь бесплатных и удобных CRM, которыми Вы пользуетесь?

  • Вот так, по чуть-чуть.. и все будут подавать декларации в налоговую

    В этом году налоговую декларацию нужно будет заполнить и подать в налоговую инспекцию до 30 апреля 2013 года большинству украинцев. Вот еще - налог…